Возрастные особенности щенков.

Рост и развитие щенков, их характерные особенности в
значительной степени зависят от их возраста. Для того
чтобы правильно организовать выращивание и воспитание
щенка, необходимо знать и учитывать эти особенности.
"Под ростом понимают процесс увеличения размеров
организма, его массы, происходящей за счет накопления в
нем активных, главным образом белковых, веществ". Рост
собаки сопровождается увеличением массы ее тела и
изменением его пропорций.
"Под развитием животного понимают процесс усложнения
организма, специализацию и дифференциацию его органов и
тканей. Иными словами, развитие - это качественные
процессы, которые проходит каждый организм от
оплодотворенного яйца до взрослого, способного к
размножению и сходного в основных чертах с родительским
организмом".
Рост и развитие щенков находятся в зависимости не только
от их возраста, но и от полученных от родителей
наследственных задатков, а также и от их пола, условий
содержания и выращивания, количества щенков в пометах.
Кобели в большинстве случаев имеют больший рост и
большую массу тела. В небольших пометах (два-пять
щенков) щенка, как правило, бывают более крупные, чем в
пометах больших (восемь-десять щенков и более).
Издавна в практике служебного собаководства различают
пять основных этапов роста и развития собак:
внутриутробный (эмбриональный) продолжительностью
58-66 дней;
подсосный - от рождения до 30-45-дневного возраста;
щенят - от 1-1,5 до 6 месяцев;
молодняка - от 6 до 8-10 месяцев;
молодых собак - от 8-10 месяцев до 2-2,5 лет.
Большой вклад в изучение возрастных особенностей роста и
развития щенков внесли ученые Института физиологии имени
И.П.Павлова Академии наук СССР (Н.М.Вавилова,
В.Г.,Кассиль и др.). Они выделили четыре периода в
индивидуальной жизни собак от рождения до полового
созревания и подробно описали изменения, которые
претерпевают организм щенков, их поведение в каждый из
этих периодов. Кроме того, ими внесены важные
практические научно обоснованные рекомендации по
воспитанию и начальной дрессировке щенков.
Первый период: с 1 по 18-21й день жизни щенка - период
преимущественно безусловно-рефлекторной адаптации.
Рождаются щенки слепыми и глухими, не приспособленными к
самостоятельной жизни, нуждающимися в постоянном
материнском уходе. Однако с первого дня жизни они
способны немного ползать, находить соски и сосать
материнское молоко. Из органов чувств у них
функционируют обонятельный, вкусовой,
кожно-температурный и вестибулярный. Отмечается большое
ежедневное увеличение массы тела, в том числе и
головного мозга. Большую часть суток щенки спят. К
15-18му дню жизни они уже видят и слышат, способны
воспринимать и дифференцировать (различать) объекты
окружающей среды, вырабатывать условные рефлексы,
образовывать многочисленные условно-рефлекторные связи.
К 18-21му дню жизни щенки способны стоять, ходить, а
затем и бегать, проявлять четкую ориентировочную реакцию
на внешние раздражители и вырабатывать оборонительные
условные рефлексы. С этого времени они приобретают
жизненный опыт, учатся приспосабливаться к жизни в
условиях постоянно изменяющейся внешней среды.
Второй период: с 18-21го по 30-35 день - период
первичной условно-рефлекторной адаптации. Как и в первый
период, отмечается интенсивное ежедневное увеличение
массы тела, в том числе и головного мозга. Щенки
становятся способными вырабатывать условные рефлексы не
только на пищевые раздражители (лакомство), но и на
оборонительное подкрепление (нажим рукой и др.). Однако
скорость образования условных рефлексов еще невелика,
требуется многократное повторение упражнений.
Щенки периодически отходят от матери, знакомятся с
окружающими предметами, участвуют в играх со
сверстниками, приобретают жизненный опыт.
Третий период: с 5-6 до 8-12 недель - период
экзальтированный. Это наиболее важный период по
возможностям воспитания и начальной дрессировки щенков.
Ежедневный прирост массы тела, в том числе и головного
мозга, замедляется. Щенки живут уже без матери, весь
уход за ними и заботу о воспитании берут на себя их
владельцы.
В этом возрасте по своему поведению щенки очень сходны.
Они ласковы, любознательны, контактны. В их поведении
преобладает исследовательская активность. Если в втором
периоде жизни при встрече с внешними раздражителями
(людьми, животными и др.) щенки лишь настораживаются, то
в третьем они подходят к ним и пытаются их исследовать.
Так, например, при встрече с незнакомыми людьми они
подбегают к ним, нюхают, ласкаются, прыгают, иногда
беззлобно лают.
В этот период у них легко вырабатываются положительные
навыки, связанные с какой-либо деятельностью. Поэтому
начиная с 1,5-2-месячного возраста, после приучения
щенка к кличке, следует переходить к приучению выполнять
команды "Место", "Ко мне", "Гуляй". В то же время в
третьем периоде жизни у щенков еще трудно вырабатывать
тормозные реакции, необходимые для приучения щенков
выполнять такие команды, как "Сидеть", "Лежать", "Фу"
можно лишь с конца третьего и начала четвертого периода
жизни щенков, когда они уже способны проявлять тормозные
реакции. Несоблюдение этого правила сведет на нет ваши
усилия, а при сильной перегрузке у щенка не может
наступить запредельное торможение, которое в свою
очередь может вызвать болезнь животного.
В третьем периоде необходимы регулярные, постепенно
увеличиваемые по времени и сложности окружающей
обстановки прогулки, как для физического развития, так и
для накопления жизненного опыта щенка.
Четвертый период: с 3-4 до 6-7 месяцев - период
формирования типологических особенностей нервной
системы.
Наблюдательный собаковод заметит, что если щенки
1,5-3-месячного возраста по своему поведению похожи друг
на друга, то начиная с 3-4 месяцев их поведение заметно
различается. Выявляются животные, проявляющие на
посторонних людей и другие комплексные раздражители
пассивно-оборонительную реакцию. При встрече с
незнакомыми людьми они к ним не подбегают, не затевают
игры, а лишь наблюдают за ними со стороны, а при первом
проявлении посторонними даже не резко выраженных
угрожающих действий часть щенков убегает. Таким образом,
с 3-4 месячного возраста заметно снижается интенсивность
исследовательской деятельности и проявляется
пассивно-оборонительное поведение.
Заметно меняется и характер проявления
пассивно-оборонительной реакции. У молодых щенков она
возникает лишь на простые раздражители, например на
внезапный свет, звук и др., воспринимающиеся
соответствующими анализаторами (органами чувств). При
правильном воспитании (отвлечении щенка игрой,
лакомством, его успокоение) указанная реакция быстро
проходит и заменяется ориентировочным рефлексом (ОР). У
щенков же, достигших 3-4 месяцев и старше,
пассивно-оборонительная реакция проявляется не только на
простые, изолированные раздражители, но и на более
сложные, комплексные, такие, например, как новые
предметы, люди, животные. В этом возрасте щенки уже
способны проявлять аналитическо-синтетическую
деятельность. Следует, однако, учитывать, что угасание
пассивно-оборонительной реакции на комплексные
раздражители происходит более медленно, чем на простые
раздражители, и требует от владельца щенка бережного,
ласкового обращения и неоднократного повторения
обстановки, в которой она проявляется.
Изменение поведения щенков с 3-4-месячного возраста, а
именно проявление пассивно-оборонительной реакции,
требует от владельцев повышенного внимания, спокойного
обращения, своевременного принятия мер по успокоению
животных.
Следует иметь в виду, что срок появления у щенков
пассивно-оборонительной реакции указан нами лишь для
подавляющего большинства щенков, но он может наступить и
раньше (с 2-2,5-месячного возраста) и позже (после
4-месячного возраста), что зависит от индивидуальных
особенностей щенков и их породы.



Сайт создан в системе uCoz
Рейтинг@Mail.ru